23 октября 2017

«Bayer Барометр» впервые представил индекс удовлетворенности россиян жизнью

Bayer и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2017 году представили результаты 4-го ежегодного исследования представления россиян о качестве своей жизни. c

Москва, 23 октября 2017 года

  • Bayer и ВЦИОМ провели ежегодное исследование мнения россиян о качестве жизни
  • Индекс удовлетворенности россиян жизнью составил 61,3 балла из 100 возможных
  • Основные факторы, определяющие качество жизни, остаются неизменными на протяжении нескольких лет
  • Здоровье ― наиболее значимый фактор высокого качества жизни
  • Россияне не готовы экономить на здоровье, продуктах питания и образовании


«Идея изучения представлений россиян о качестве жизни не теряет свою актуальность, появляются новые критерии, определяющие качество жизни, новые реакции на происходящие социально-экономические процессы. В этом году в исследовательском компоненте проекта «Bayer Барометр» произошло несколько изменений, основным из которых стало появление нового инструмента анализа – сводного индекса удовлетворенности качеством жизни. Теперь результаты опроса позволяют видеть текущую ситуацию комплексно: не только фиксировать нереализованные социальные запросы, но и определять «ценностную корзину» отдельных социальных групп, видеть их фактические и идеалистические потребности», ― отметил руководитель Департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов.

В этом году исследование проходило в рамках всероссийского телефонного опроса «ВЦИОМ-СПУТНИК», выборка которого составила 1800 респондентов.

«Вот уже четвертый год «Bayer Барометр» оценивает качество жизни россиян. На наш взгляд очень важно следить за тем, как меняются потребности населения, и искать возможности для улучшения жизни людей. Необходимо привлекать экспертов, поднимать общественную дискуссию и запускать новые проекты, которые позволят сделать самые современные технологии доступными для людей во всех городах России», ― отметила Ирина Лаврова, директор по коммуникациям и связям с государственными и общественными организациями компании Bayer в СНГ.

Индекс удовлетворенности качеством жизни

Исследование «Bayer Барометр» в этом году впервые представило индекс удовлетворенности качеством жизни: участникам опроса предлагалось определить, какие составляющие качества жизни для них наиболее значимы, и решить, насколько лично они довольны каждой из этих составляющих. При подсчете итогового показателя индекса учитывалось соотношение значимости и удовлетворенности по каждому из аспектов качества жизни.

Исследование показало: сейчас россияне в общем удовлетворены качеством своей жизни, значение сводного индекса удовлетворенности ― 61,3 балла из 100 возможных. Чуть выше (более 64 баллов) этот индекс у людей молодого возраста (до 34 лет) и у респондентов с высоким уровнем дохода (более 69 баллов); ниже показатели у людей предпенсионного и пенсионного возраста (59 и 58 баллов соответственно), а также у тех, чей достаток невысок (52 балла). В большей степени удовлетворены качеством своей жизни жители Москвы и Санкт-Петербурга (62 балла), жители городов с населением 500-950 тыс. человек (63 балла) и те, кто проживает в сельской местности (62 балла), тогда как жители городов-миллионников и городов с численностью населения 100-500 тыс. человек оценивают его ниже (59 и 60 баллов соответственно).

Все составляющие качества жизни получили оценки выше трех баллов из пяти возможных. К числу факторов с наиболее низким уровнем удовлетворенности были отнесены доступность медицинской помощи (3,10 из 5), развитость коммунальной инфраструктуры (3,24), экология (3,28) и стабильность дохода (3,36)

Качество жизни россиян

Общественное мнение о том, какие именно параметры в наибольшей степени важны для высокого качества жизни, мало изменилось за четыре года исследований. На верхних позициях рейтинга оказались те же параметры, что и прежде. Показатель здоровья получил 4,77 балла из 5 возможных; этот показатель снова оказался на первом месте. На второй позиции ― безопасность (4,7 балла), показатель устойчиво находится на второй позиции. На третьей позиции ― стабильный доход (4,66 балла); показатель переместился с четвертой позиции в 2016 году на третью в 2017 году. Четвертую строку занимает показатель экологии, или качества воды и воздуха (4,63 балла); здесь ситуация обратная: показатель переместился с третьей позиции в 2016 году на четвертую в 2017 году. Показатель качества и доступности продуктов питания занимает пятую строку (4,61 балла); в 2016 году этот показатель делил третью позицию с экологией, сейчас переместился на пятую.

В 2017 году в перечень был внесен критерий «Доступность медицинской помощи», и он сразу же вошел в первые строчки рейтинга (4,61). Средние оценки значимости выше 4,5 баллов получили также параметры комфортных жилищных условий (4,52) и качественного образования (4,51). В 2016 году эти составляющие качества жизни входили в топ-5, совместно занимая последнюю позицию.

Здоровье: ключевые факторы

Восприятие здоровья как наиболее весомого аспекта качества жизни было проанализировано более детально. Участникам исследования предлагалось ответить, какие факторы больше всего влияют на состояние их здоровья. Первые позиции заняли эмоциональное состояние и стрессы (32%), экологическая обстановка (28%), доступность квалифицированной медицинской помощи (24%) и качество продуктов питания (24%). Причем эмоциональное состояние и стрессы впервые вышли на первую позицию в рейтинге.

Значимость здоровья как ключевого параметра качества жизни сказывается и на потребительском поведении россиян. «Ценность здоровья для населения возрастает с каждым годом. В то же время нарастает тревожность россиян относительно доступности медицинской помощи. Сегодня большинство наших соотечественников недовольны уровнем оказываемых медицинских услуг, жалуются на недоступность качественного здравоохранения. Их недовольство вполне объяснимо: сокращение числа медицинских учреждений и коечных мест, рост нагрузки на врачей из-за старения населения и роста числа хронических болезней – все это негативно сказывается на качестве услуг, оказываемых населению. Это очень сложная проблема, и решать ее нужно, принимая в расчет все аспекты. Улучшить ситуацию может развитие государственного частного партнерства, телемедицины, расширение участия общественных организаций и бизнеса, в первую очередь фармацевтических компаний, в решении социальных вопросов», ― отметила Лариса Дмитриевна Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.

Выбор лекарственных препаратов

О значимости здоровья в контексте общего качества жизни говорит и то, что участники опроса не готовы отказаться от покупки нужных им лекарственных средств даже при ухудшении своего финансового положения. При необходимости экономить россияне в первую очередь готовы минимизировать покупки одежды, мебели, бытовой техники (61%), траты на досуг (52%) и спорт (51%); значительно реже они готовы экономить на платной медицине (19%), продуктах (17%) и дополнительном образовании (15%). Коммунальные услуги и лекарственные средства представляют для них особую значимость: экономию допускают лишь 9% и 5% респондентов соответственно.

Оригинальным лекарственным средствам отдают предпочтение 41% опрошенных, 47% респондентов предпочитают покупать более дешевые дженерики, остальные 12% не определились с выбором. При этом те, кто предпочитает оригинальные лекарственные средства, в большинстве своем не готовы от них отказаться даже в ситуации кризиса: каждый четвертый покупатель остается приверженцем оригинальных препаратов.

Выбор продуктов питания

Важным аспектом качества жизни, как показывают исследования всех лет, выступает качество продуктов питания. Здесь в фокусе внимания граждан оказываются такие нюансы, как страна происхождения продуктов питания и детали их производства. Большинство опрошенных, как и в 2014–2016 годах, выбирают российскую сельскохозяйственную продукцию (77%); только 2% респондентов ответили, что скорее приобретут импортные овощи и фрукты. Среди тех, кому страна производства овощей и фруктов неважна, чаще оказываются жители Москвы и Санкт-Петербурга (32% при 19% в целом по России), а также люди более молодого возраста (37% в группе до 24 лет).

16% респондентов убеждены, что безопасную сельхозпродукцию можно получить только с использованием химических средств защиты растений; среди них больше представителей молодой аудитории (до 34 лет) и сельских жителей. 73% опрошенных придерживаются более консервативной точки зрения, полагая, что сельхозпродукция будет безопасной только в том случае, если никакие химические средства защиты растений применяться не будут.

«Страх перед химическими средствами защиты растений от сорняков, вредителей и болезней связан главным образом с нехваткой у населения знаний в области биологии и химии, а также с боязнью недобросовестного применения таких средств. Отказ от химических средств защиты растений ведет к существенному недобору урожая и снижению его качества, так как культурные виды плохо конкурируют с дикими в агроценозах и, как правило, не обладают комплексной устойчивостью к болезням и вредителям. Создание химических средств защиты растений стало прорывом в растениеводстве, позволило значительно увеличить продуктивность пашни, защитило растения от сорняков и вредных организмов, а человечество от опасных продуктов их жизнедеятельности, в том числе от микотоксинов – продуктов жизнедеятельности микроскопических патогенных грибов», – пояснила Тамара Петровна Кобозева, доктор с.-х. наук, профессор кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка и высоких технологий в растениеводстве РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.


Заявление в отношении будущего Данная справка может содержать заявления в отношении будущего, которые основываются на текущих предположениях и прогнозах руководителей концерна или дивизионов «Байер». Многие известные и неизвестные риски, неопределенность и другие факторы могут привести к несовпадению реальных будущихрезультатов, финансовой ситуации, развития или деятельности компании и расчетов, приведенных в этомдокументе. Данные факты включают ту информацию, которая указана в отчетах компании на сайтеhttp://www.bayer.com/. Компания не несет ответственность за обновление данных заявлений в отношении будущего или за их соответствие будущим мероприятиям или развитию.

О проекте «Bayer Барометр»

«Bayer Барометр» ― это исследовательский и социальный проект, направленный на изучение различных аспектов качества жизни в России. Проект стартовал в 2014 году по инициативе международного концерна Bayer и проводится совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Помимо опроса общественного мнения, в рамках проекта запланировано проведение круглых столов, общественных дискуссий, направленных на развитие таких сфер, как здравоохранение и сельское хозяйство.

«Bayer Барометр»: ифографика проекта

Bayer: Science For A Better Life

Bayer ― международный концерн со специализацией в области здравоохранения, сельского хозяйства и высокотехнологичных материалов. Как инновационная компания Bayer задает тенденции развития наукоемких областей. Продукты и услуги компании направлены на благо людей и улучшение качества жизни. Коммерческая деятельность группы построена на основе внедрения инноваций, экономического роста и высокой доходности. Bayer ― социально ответственная компания, которая придерживается принципов устойчивого и этического ведения бизнеса. В 2016 финансовом году концерн обеспечил работой около 115 200 человек и осуществил продажи на сумму 46,8 млрд евро. Капитальные затраты оцениваются в 2,6 млрд евро, а расходы на научно-исследовательскую деятельность – в 4,7 млрд евро. Данные показатели включают результаты деятельности направления по высокотехнологичным полимерным материалам. Акции данного направления были переданы на фондовый рынок через компанию Covestro 6 октября 2015 года. Дополнительную информацию см. по адресу www.bayer.com.

Контакты для СМИ

Mайя Талашвили
Тел.: +7 495 234 20 00
Email: maya.talashvili@bayer.com