24 июля 2018

Ответственное самолечение: почему важно повышать медицинскую грамотность населения

24 июля в России впервые пройдет День ответственного самолечения (ОСЛ), эта дата символизирует заботу о здоровье в режиме 24 часа 7 дней в неделю.

Идея ответственного отношения к своему здоровью с фокусом на формирование у населения, не связанного профессионально с медициной, минимальных медицинских знаний – относительно новое явление в современном здравоохранении, хотя основные принципы такого подхода были описаны Всемирной организацией здравоохранения еще в 1983 году.

Сегодня никто не ставит под сомнение необходимость компьютерной, финансовой или правовой грамотности, потому что без базовых знаний в этих областях сложно выжить в современном обществе. При этом мало кто знает даже основные правила применения лекарственных средств, хотя на протяжении жизни каждый из нас сталкивается с необходимостью приема множества разных препаратов для себя и своих близких. В целях преодоления этого информационного разрыва и повышения медицинской грамотности населения и был учрежден международный День ответственного самолечения.

Основная цель этого мероприятия – популяризация здорового образа жизни и демонстрация возможностей ответственного самолечения для системы здравоохранения. В России никогда не проводилось экономических расчетов, связанных с применением такого подхода, но анализ международного опыта демонстрирует, что внедрение данной системы позволяет экономить до 5% государственного бюджета на здравоохранение.[1] В частности, исследования показали, что внедрение отдельных элементов концепции ответственного самолечения способствует высвобождению до 7% врачей общей практики с полной занятостью, что позволяет ежегодно экономить до 260 млн долл.[2] Таким образом, преимущества системы ОСЛ заключаются в облегчении финансовых затрат государства на здравоохранение, а также в снижении нагрузки на специалистов, способных решать более сложные медицинские задачи.

Наряду с экономическим эффектом не менее значимым является и общее положительное воздействие ответственного самолечения на предупреждение заболеваний и эффективную борьбу с ними. Во многом такой результат достигается за счет того, что население более ответственно относится к своему здоровью и четче следует рекомендациям врачей.

В преддверии Дня ответственного самолечения компания Байер инициировала информационно-просветительскую кампанию «Лечусь грамотно» в средствах массовой информации и социальных сетях, которая в доступной форме дает ответы на самые распространенные вопросы по самостоятельному применению безрецептурных лекарственных средств в случае легких недомоганий. Кампания направлена на рост медицинской грамотности россиян, что в дальнейшем позволит улучшить качество жизни населения и повысить эффективность лечения.

«Классическая модель здравоохранения, основанная на пассивной роли пациента, постепенно теряет свои позиции и уступает место новой, при которой сотрудничество врача и пациента является необходимым условием предупреждения заболеваний и эффективного лечения. Однако стоит отметить, что подобное взаимодействие может быть успешным только при условии надлежащего уровня медицинской грамотности населения и наличия мотивации в части сохранения здоровья и приверженности правильному лечению. Принцип активной вовлеченности пациента в процесс лечения подразумевает, что человек должен иметь доступ к всесторонней информации о своем заболевании. Это значит, что даже люди, далекие от медицины, должны обладать хотя бы базовыми знаниями в области правильного приема лекарственных средств», – отметила Ирина Викторовна Успенская, глава дивизиона Консьюмер Хелс компании Байер.

«Основа модели ответственного самолечения – это информированное применение безрецептурных лекарственных средств. В подобных условиях роль фармацевта крайне важна, так как именно этот специалист становится связующим звеном между пациентами и врачами. Очевидно, что те, кто продает лекарства, также могут способствовать повышению медицинской грамотности пациентов, информируя о безопасном использовании безрецептурных лекарств и консультируя по тем случаям, когда самолечение возможно», – отмечает Елена Викторовна Неволина, исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата».

Справка о компании Bayer

Bayer – международный концерн с экспертизой в области естественных наук: здравоохранения и сельского хозяйства. Продукты и решения компании направлены на улучшение качества жизни людей. Коммерческая деятельность концерна построена на основе внедрения инноваций, экономического роста и высокой доходности. Bayer придерживается принципов устойчивого развития и выступает в качестве социально и этически ответственной компании. В 2017 финансовом году численность сотрудников концерна составила приблизительно 99 800 человек, объем продаж – 35 млрд евро. Капитальные затраты составили 2,4 млрд евро, инвестиции в исследования и разработки – 4,5 млрд евро. Более подробная информация доступна на сайте www.bayer.ru

[1] AESGP Economic and Public Health Value of Self-Medication, 2004.

[2] Australian Self-Medication Industry – The State of Self Care in Australia – March, 2018.